Чуть больше месяца осталось до единого дня голосования, когда в 19 субъектах Российской Федерации пройдут выборы глав регионов. В этом году в Кремле не ждут сюрпризов из разряда прошлогодних, какими стали результаты выборов в Хабаровском крае в Республике Хакасия и Владимирской области, когда никому не известные до этого кандидаты от оппозиционных партий смогли победить действующих глав регионов. После выборов 2018 года руководством администрации президента отвечающем за региональные назначения были сделаны серьезные организационные выводы, в первую очередь, они коснулись качества проводимых для Кремля закрытых социологических исследований по оценке деятельности глав регионов и наличия в регионах социального запроса на смену губернаторов.
Безусловно, одним из ключевых был и остается показатель доверия к власти, как к самим губернаторам, так и к главе государства. Но традиционная система оценки, во многом основанная на показателях, полученных на последних прошедших в регионе выборах, перестала сегодня работать. В условиях жесточайшего экономического кризиса и продолжающегося уже пятый год падения уровня жизни населения, люди больше доверяют тому что видят у себя в холодильнике чем тому что по телевизору. Поэтому критерии оценки были серьезно переработаны и акценты были сделаны на показатели экономического развития регионов и социального обеспечения населения.
Так же, серьезным изменениям подверглась и процедура назначения исполняющих обязанности главы региона. Раньше, смена губернатора с низким рейтингом происходила по стандартной схеме: за 6 месяцев до назначенных выборов и этого срока считалось достаточно, чтобы новый кандидат мог войти в курс дел и подготовится к избирательной компании. После ряда провалов ставленников Кремля на прошлогодних губернаторских выборах в администрации президента посчитали, что в сегодняшних экономических реалиях, в сложных регионах, нужен как минимум год на то что бы назначенный президентом, исполняющий обязанности главы мог исправить ситуацию.
По аналогии с прошлым годом, уже к концу сентября, когда вновь избранные главы займут свои посты, не исключено что появится новый список регионов губернаторы которых подадут в отставку по «собственному желанию».
По всей видимости, Тверская область рискует войти в этот список, по крайней мере, ситуация развивается последнее время по этому сценарию.
Причиной тому, конечно же стали не только крайне низкие макроэкономические показатели региона, по сравнению с соседними областями. К примеру, Смоленская область под руководством губернатора Алексея Островского вошла в первые за долгое время в первую 20-ку в «Национальном рейтинге состояния инвестиционного климата в субъектах РФ» подготовленного Агентством Стратегических Инициатив. Но и не вполне адекватная ситуация вокруг самого губернатора и его команды, дает поводы для размышления в Кремле.
В частности, в администрации президента крайне неоднозначно восприняли информацию о том, что губернатор уже 3-й год проживает в гостинице…. Конечно, ничего противозаконного в этом нет, но в сознании простого обывателя в гостинице живут либо приехавшие в командировку, либо туристы…что никак не вписывается в концептуальный имидж крепкого хозяйственника, который так нужен главе региона.
И пока администрация губернатора Тверской области была занята надуванием мыльного пузыря под названием «медиа рейтинг», проплачивая бюджетные средства на публикации заказных статей в федеральных СМИ, реальный рейтинг Игоря Рудени стремительно падал.
Вообще за последний год самая цитируемая в интернете и федеральных СМИ информация о Тверской области большей частью появлялась по скандальным поводам. То, местный чиновник устроит торжественное открытие фонаря в деревне, то вдруг вся областная администрация отправится на божественную литургию в Москву заказав целый скоростной поезд.
В конце концов, в Кремле вполне прагматично могут посчитать, что лучше при таких обстоятельствах провести досрочные выборы губернатора в 2020 году, чем доверить проведение избирательной компании слабому губернатору в 2021 году, когда в регионе пройдут выборы трех уровней. В Законодательное Собрание, в Государственную Думу и собственно сами губернаторские выборы.
Выходя на такие выборы с низким уровнем доверия избирателей, губернатор будет полностью поглощён собственным переизбранием, которое ему вовсе не гарантированно, при этом он может серьезно упустить контроль за парламентскими выборами, а они по важности вторые после президентских.
Сегодня в Кремле, хотят рассчитывать на повторение результата думских выборов 2016 года, когда партия власти получила парламентское большинство. При этом, правда, понимая крайнею не популярность Единой России, вполне возможно, будет необходимо внесение серьезных изменений в избирательное законодательство с целью существенно снизить долю депутатских мандатов, распределяемых по партийным спискам и увеличив количество одномандатных округов, где бывшие кандидаты от партии власти станут независимыми самовыдвиженцами.
Что же касается возможного кандидата на пост главы региона, то и в этот раз вряд ли это будет кто-то из местных политиков, а как уже стало традиционно человек из президентского кадрового резерва последней волны. Правда, не смотря на всю близость Твери к столице, далеко не все кандидаты захотят по собственному желанию возглавить депрессивный регион. Вполне возможна и рокировка, которую умело не один раз проводили в администрации президента и Кремль предложит возглавить область кому-то от парламентской оппозиции, взамен на отказ их кандидата от участия в выборах в каком-то другом регионе, в котором в администрации президента сегодня заинтересованы гораздо больше чем заштатной Твери.
Макс Зверев специально для «Тверь 24»